Позиция НАПКА по поводу законопроекта, вводящего запрет на передачу прав требований задолженности по ЖКХ третьим лицам
Законопроект, который был внесен сегодня на рассмотрение в Государственную Думу, вводит запрет на передачу прав требований задолженности по ЖКХ третьим лицам (кроме организаций ЖКХ), в том числе кредитным организациям и коллекторским агентствам. Мотивируется это тем, что в случае если имеет место такая передача, возврат задолженности осуществляется с нарушениями прав граждан.
С предложенным подходом нельзя согласиться по ряду причин.
Во-первых, в пояснительной записке к законопроекту приводится довод, что инициатива вызвана участившимися нарушениями, которые допускают «коллекторы». Видимо под этим подразумевались кредитные организации и профессиональные взыскатели - в связи с чем законопроект запрещает указанным лицам передачу прав требования в сфере ЖКХ. При этом множество нарушений допускают сами кредиторы, в том числе организации ЖКХ. Предложенный к рассмотрению законопроект не содержит каких-либо ограничений при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
За организациями ЖКХ законодательно закрепляется право осуществлять деятельность по возврату задолженности в сфере ЖКХ (что и так предполагается и без внесения подобного уточнения), при этом законопроект не накладывает на организации ЖКХ каких-либо ограничений по взысканию. Т.е. организации ЖКХ могут осуществлять взыскание любыми способами, например, расклеивать объявления о должниках в подъездах, устанавливать доски «позора». Кроме этого, они могут осуществлять звонки в любое время и без ограничения их количества. Соответственно, цель законопроекта – защита прав и интересов граждан не может быть достигнута.
Во-вторых, запрет на осуществление уступки прав требования, включая профессиональных участников финансового рынка (кредитные организации и профессиональные взыскатели, включённые в государственный реестр, деятельность которых регулируется) рассматривается как неоправданное вторжение в гражданско-правовую сферу отношений. При этом законопроект не учитывает требования и ограничения, установленные 230-ФЗ к профессиональным взыскателям и осуществляемой ими деятельности, в то время как работа организаций ЖКХ по возврату задолженности вообще не регулируется.
Кроме того, законопроект не устанавливает ответственность кредиторов – организаций ЖКХ за уступку прав требований третьим лицам, что делает данную норму декларативной и не приводит к достижению цели законопроекта.
В третьих, изменение в ч. 4 ст. 1 230-ФЗ не запрещает передавать полномочия по взысканию кредитным организациям и профессиональным взыскателям, включенным в государственный реестр, а лишь выводит агентскую схему из-под действия 230-ФЗ, что, скорее всего, говорит о поспешном и необдуманном формировании законопроекта без учета и анализа нарушений, возникающих при взыскании просроченной задолженности за жилищно-коммунальные услуги, и лиц, их допускающих.
Нарушения в деятельности по возврату просроченной задолженности в сфере ЖКХ можно пресечь путем распространения на организации ЖКХ требований и ограничений, установленных в 230-ФЗ, а не исключив сферу ЖКХ из-под действия закона. Потребителю все равно, кто осуществляет взыскание и поэтому такие лица и организации должны быть равны перед законом, иметь одинаковые права, обязанности и ответственность.