Банки узнают телефоны должников

Операторы связи могут обязать предоставлять банкам информацию о владельцах SIM-карт. Это поможет финансовым организациям защитить клиентов, в случае если злоумышленник добыл копию SIM-карты по поддельной доверенности. Кроме того, кредиторы получат и реальные номера телефонов своих должников. Законопроект, содержащий соответствующие предложения, разработан Центральным банком России и уже направлен на межведомственное согласование.


01_TEM_4371.jpg


Документ, с которым ознакомились «Известия», предполагает создание единой информационной системы для автоматизированной проверки информации о владельцах телефонных номеров. Предполагается, что таким образом финансовые организации смогут проверить, верные ли данные им предоставил заемщик. В ответ на запрос оператор связи предоставит банку информацию о своем клиенте, дате заключения договора и выдачи SIM-карты, а также ее последней замены.


Одна из проблем, которую данным законопроектом пытается решить ЦБ, — несанкционированный доступ к системам дистанционного банковского обслуживания (мобильному банку). Нередки случаи, когда предыдущий владелец номера, к которому были привязаны различные сервисы, перестал им пользоваться и он достался новому владельцу. Также получить новую SIM-карту для нужного номера по фальшивой доверенности могут мошенники.


— Проблема хищений денежных средств клиентов кредитных организаций, связанная с заменой SIM-карт, неоднократно обсуждалась, в том числе на Уральском форуме. Банк России полагает целесообразным cоздать сервис информирования о замене SIM-карт для операторов связи и кредитных организаций, — объяснили «Известиям» в пресс-службе ЦБ. — При этом необходимо обеспечить равнодоступность такого сервиса для кредитных организаций вне зависимости от масштабов бизнеса. Цель — обеспечение безопасности финансовых средств клиентов. Детали возможной реализации указанного сервиса в настоящий момент прорабатываются совместно с Минкомсвязи.  


Другая проблема, которую хотят решить банки, — получение реальных контактных данных должников. По закону «О потребительском кредите», после заключения договора кредитор обязан направлять заемщику сведения о размере текущей задолженности, датах и размерах произведенных и предстоящих платежей. «Контактная информация также необходима кредитору при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности», — говорится в пояснительной записке к документу.


В финансовом обосновании законопроекта указано, что его принятие не повлечет расходов из федерального бюджета. Новую информационную систему предлагается развернуть на базе инфраструктуры Центрального научно-исследовательского института связи. Сегодня ФГУП ЦНИИС уже отвечает за поддержку базы номеров, перенесенных от одного сотового оператора к другому.


В пояснительной записке ЦБ указано, что основанием для разработки законопроекта стали предложения Института развития интернета (ИРИ) и Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ). В апреле 2015 года эти организации предложили разработать законопроекты, позволяющие защитить сотовых абонентов от незаметного подключения им платных услуг. «ИРИ выступает за усиление контроля и ответственности за продажу SIM-карт без контракта и подтверждающего документа», — отмечено в пояснительной записке.


При этом в ИРИ и РОЦИТ «Известиям» сообщили, что ЦБ не привлекал эти организации для работы над данным законопроектом.


— Мы против законопроекта в его нынешнем виде. Предлагается создать посредника между банками и операторами связи — оператора информационной системы, — объяснила замдиректора ИРИ Екатерина Лобанова. —  В итоге для банков и операторов связи будет введена плата за пользование системой, а в конечном итоге повысятся расценки на услуги связи. Кроме того, вместо SMS разовьются другие технологии и получится очередная государственная база данных без стимулов к развитию.  


Глава РОЦИТ Сергей Гребенников заявил «Известиям», что еще не видел законопроект. Но идею он оценил положительно — по его словам, в случае принятия закона добросовестные пользователи получат защиту от звонков банковских работников и коллекторов.


Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева в беседе с «Известиями» подчеркнула, что ее компания против появления посредников при взаимодействии операторов связи и кредитных организаций.


Комментариев от Минкомсвязи, «МегаФона» и МТС не поступало. В Tele2 от комментариев отказались.

Поделиться
Другие публикации
Коллекторы резко сократили покупку просроченных микрозаймов из-за высоких пошлин
В III квартале 2024 года профессиональные коллекторы резко сократили долю выкупленных просроченных долгов у микрофинансистов.
Подробнее
Грубый платит дважды
Районный суд Тюменской области присудил выплатить моральную компенсацию при работе по взысканию долга ПКО НСВ за грубость, оскорбление личности и достоинства ...
Подробнее
Граждане стали больше и стабильнее платить коллекторам // Эксперты связывают это с ростом доходов и повышением финансовой грамотности
Уровень финансовой грамотности населения заметно вырос, и люди стараются избежать судебных разбирательств и быстрее закрыть свои долги
Подробнее
Большинство долгов граждан коллекторы взыскивают самостоятельно
Коллекторы в 2023 г. взыскивали через суд средства с должников более чем в 3 млн случаев – это около 7% от общего количества находящихся у них в работе де...
Подробнее
Проще простить: коллекторы до рекорда увеличили долю долгов, которую готовы списать
Профессиональные коллекторские агентства стали гораздо чаще предлагать должникам дисконтирование — когда они готовы простить должнику часть долга в ...
Подробнее
МФО в начале года выставили на продажу рекордный объем долгов // Но коллекторы купили из них меньше 60%
Микрофинансовые организации (МФО) в I квартале этого года выставили на продажу рекордный за три года объем просроченных долгов – на 31,2 млрд руб. Это...
Подробнее