В распоряжении “Ъ” оказалась копия решения суда по весьма необычному делу. Районный суд Тюменской области присудил выплатить моральную компенсацию при работе по взысканию долга ПКО НСВ за грубость, оскорбление личности и достоинства и размещение персональных данных.
Такие решения не редкость, суды часто признают действия коллекторов чрезмерными и наказывают взыскателей, ведь именно на это направлен 230-ФЗ.
Но на сей раз ответчиком оказался должник, а истцом — сотрудник коллекторского агентства, и суд встал на сторону последнего. По словам собеседников “Ъ”, на рынке коллекшена это уникальная ситуация, как правило, имеет место обратная картина.
Опуская формальности (они же — персональные данные сторон), от одного довольно крупного банка в работу НСВ получило долг гражданки N, сумма которого составляла около 20 тыс. руб. Работу с задолженностью поручили сотруднику агентства госпоже К. В рамках служебного звонка она связалась с N, как следует из решения суда, в телефонном разговоре должник не только высказывала «оскорбления в открытой циничной форме, противоречащей общечеловеческим требованиям морали... унижающей честь и достоинство». Впрочем, этим должник не ограничилась, и сама перезвонила коллектору, чтобы закрепить эффект — «повторить вышесказанное», отмечается в документах суда.
230-ФЗ ввел беспрецедентную небывалую детальную регламентацию и фиксацию любых коммуникаций должников и кредиторов при взыскании долгов, что в этом случае сыграло на руку сотруднице коллекторского агентства.
Однако должники, не слишком доверяя взыскателям, часто записывают разговоры и сами. И в этом случае госпожа N не только записала их, но и выложила в YouTube на своем канале «Птичьи лужи», следует из материалов суда. Это стало основанием для новых претензий в части разглашения персональных данных сотрудницы НСВ — госпожи К.
Госпожа К потребовала компенсации морального ущерба в размере 100 тыс. руб., суд иск удовлетворил частично, присудив компенсацию в 25 тыс. руб. Но и это для коллектора большая победа, не каждый взыскатель, столкнувшийся с грубостью, пытается защитить себя.
А вот должник помимо оставшегося за ним долга в 20 тыс. руб. получил еще один на 25 тыс. руб. за моральный ущерб коллектору, более чем удвоив долг. Тут кажется уместна поговорка: ничего не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость!
Автор: Ксения Дементьева
Источник: kommersant.ru